Всем привет! С вами на связи компания «РЕМОНТ ПОД КЛЮЧ»! Сегодня мы продолжим знакомить вас с историей стилей интерьера!
За всю историю существования человека сложилось большое количество стилей и направлений в интерьере. Еще бы, ведь начиная с доисторических времен человек стремился украсить место своего обитания: устилал полы шкурами, делал простейшие светильники, покрывал стены примитивными рисунками. В большей части это было обусловлено необходимостью, однако уже тогда было положено начало традиции привносить в свое жилье элементы декоративности и красоты.
На первый взгляд может показаться, что очень сложно разобраться во множестве стилей интерьера, но достаточно знать некоторые первоосновы, базу для каждого стиля, а так же его основные характеристики, принципы и Вы никогда не перепутаете Ренессанс и Классицизм, Барокко и Рококо, и будете легко представлять различия между Георгианским и Викторианским английскими стилями.
Прежде всего, следует знать хронологический порядок смены стилей. Для удобства и большей наглядности разобьем их на группы (повторимся, что данные группы создаются только для лучшего понимания и запоминания и в исторической науке такого разделения не существует).
I группа: Древний Мир. К этой группе нужно отнести стили Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и Византии. Именно эти стили стали первоосновой для развития многих последующих прекрасных направлений и именно на искусстве этих стран базируются культуры многих других народов (например, все Русское искусство уходит глубоко корнями в культуру Византии).
II группа: Средневековье. К средневековым стилям относятся Романское искусство (Романика) IX-XIIIвв. и Готическое искусство (Готика) XIII-XVвв. н.э.. Это два больших, не похожих друг на друга стиля, однако оба пришлись на непростые, мрачные времена, характеризуемые войнами, феодальным строем, жестокостью инквизиции. Однако и здесь нашлось место прекрасному.
III группа: Эпоха Возрождения — Ренессанс (Проторенессанс XIIIв, Ранний Ренессанс XVI в, Высокий Ренессанс- XVв и Поздний Ренессанс I половина XVI в.). Это даже не стиль, а целая эпоха, внутри которой развивалось множество новых направлений и стилей, подарившая миру целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешественников, мыслителей, художников – Петрарка, Джутто, Микеланджело, Леонардо Да Винчи и многие другие.
IV группа: Дворцовые стили. Начиная со II п. XVI века наступает эпоха великолепных, роскошных, прекрасных дворцовых стилей, таких как вычурный Барокко ( Iп. XVIвв-I п.XVIII в), изящный и ажурный Рококо (II п. XVIII ), царственный Классицизм (конец XVIII в) и воинственный Ампир (начало XIXв). Сюда же можно отнести мещанский Бидермайер, который был воплощением столичного стиля Ампир в провинциях, имеющий свои особенные черты.
V группа: На рубеже XIX-XX веков возникает множество различных течений в искусстве, призванных одной цели — поиску нового стиля. Вдохновение черпается из исторического наследия, становится модным все то, что считалось красивым в прошлом — как всего человечества, так и в прошлом отдельно взятой страны. Настает время эклектики и национального романтизма.
Нельзя обойти вниманием Движение искусств и ремесел, которое зарождается в тоже самое время в Англии, его возглавляет Уильям Моррис (1834-1896). Именно он в 1861 г основал компанию Morris,Marshall,Folkner & Co- The art workers (Моррис, Маршал, Фокнер и Ко — Работники искусства), которая разрабатывала орнаменты и производила помимо тканей, витражей, шпалер и мебели ручной работы, потрясающей красоты обои. В коллекции обоев компании Ампир Декор на сегодняшний день представлены два каталога под маркой Morris & Co, которые выпускает другая старейшая компания Sanderson & Son, сохраняя традиции старинного метода ручной печати обоев и ткани. В коллекциях представлены как оригинальные разработки самого Морриса, так и современные интерпретации его принтов.
VI группа: Последние шикарные стили европейских столиц — ни с чем не сравнимый Модерн (80е гг. XIXв- 10е гг.XX в) и буржуазный, роскошный и очень дорогой стиль Арт Деко ( 1914г XX в- начало Второй мировой войны).
VII группа: сюда отдельной строкой выносятся стили XX века. Стремительное развитие технического прогресса, научные разработки, постоянно увеличивающийся поток информации — все это способствовало и развитию различных направлений в архитектуре и искусстве. Смешение стилей, принятие и полный отказ от существовавших столетия норм и законов, поиски и находки новых эстетических форм — все это нашло отражение в прошедшем веке (конструктивизм и деконструктивизм, поп- арт и хай-тек, гламур и минимализм, и т.д.).
VIII группа: На сегодняшний день человечество вернулось к той же проблеме, что и сто с лишним лет назад — поиску НОВОГО СТИЛЯ. Сейчас повсеместно царит эклектика. Векторов движения несколько — с одной стороны, это движение в сторону технического прогресса, к системам «умный дом» (smart home), к интерактивному интерьеру (когда цвет стен «подстраивается» под текущее настроение хозяина дома, а сами стены «вырастают» и исчезают за секунды только по одному желанию и т.д. Такие примеры мы уже можем увидеть в Японии). Другое направление — экологическое, «back to nature» (назад к природе) — когда предпочтение отдается натуральным материалам, экологичным системам жизнеобеспечения и энергосберегающим технологиям (очень популярно в «старой» Европе — Англии, Франции и др.) Ежегодные международные интерьерные выставки во Франции, Италии, Германии задают модные тренды на ближайшие 2-3 года, внутри которых пока развивается то или иное направление, но единого стиля пока не найдено.
IX группа: Говоря о стилях, нельзя не упомянуть и о другой группе стилей, которые не относятся к какому-либо историческому промежутку, но являются актуальными сегодня. Это так называемые этнические стили: китайский стиль, японский, индийский (остро популярная сейчас тема Гоа), марокканский, африканский, русский (популярен как в нашей стране, так и в среде эмигрантов в Европе и Америке, а так же среди дизайнеров высшего эшелона — т. н «а-ля рюсс»), восточный стиль в целом и стиль кантри.
Ниже мы рассмотрим вышеперечисленные стили, уделяя отдельное внимание текстильному декорированию.
I группа: Древний Мир
Египетский стиль в интерьере
Одна из первых высокоразвитых культур мира — египетская — позволяет нам впервые говорить о каком-то развитом стиле. Египетский стиль к тому же и прародитель почти всех последующих европейских.
Интерьер домов богат и красочен. Роскошные колонны подпирают потолок, фрески украшают стены, ковры и занавеси завершают внутреннее убранство помещений (однако не стоит забывать то, что мы привыкли называть в наше время «занавесями и коврами» отличалось от того, что было в то время. Ткани, в основном, изготавливались из конопли, а ковры имели вид циновок). Художественные образы, несмотря на священное к ним отношение, сильно стилизованы и символичны.
Знали египтяне и технику фанерования, когда дешёвую древесину облицовывают пластинками из более благородных пород (правда, не такими тонкими, как фанера). Особенно богатую мебель украшали слоновой костью, перламутром и даже золотыми накладками.
Несмотря на обычай сидеть на земле, именно египтяне первыми создали развитую мебель для сиденья. В основном это низкие скамеечки и стулья. Здесь возник и прототип первого складного стула. Церемониальный парадный трон больше напоминает массивный сундук со спинкой. Форма трона соответствовала и манере сидения египтян: сидели они выпрямившись с сомкнутыми (из-за узкой одежды) ногами. На сиденье клали подушку, либо вообще прикрепляли её к раме, заложив основы будущей мягкой мебели. Благоразумные египтяне также одними из первых отказались спать на холодном грязном полу и создали ложе. Рама ложа опиралась на ножки в виде звериных лап (излюбленный декор ножек в Египте) и была обтянута ремнями, на которые клались матрацы и подушки. Впрочем, под голову подушки обычно не клались. Для головы имелась специальная подставка (так и не жарко, и пышная причёска не помнется).
Прочая мебель была скромнее. Столы, стойки, сундуки не имели первостепенного значения в домашнем хозяйстве.
Но самое пышные и искусные ложе предназначались не для живых, а для мёртвых — да, речь идёт о саркофагах. Своими очертаниями они напоминали очертания человеческого тела и придать им такую форму было делом не из лёгких (изготавливалось всё с помощью ножа и топора!). К тому же крышку обычно украшали рельефом человеческого лица и рук. Неровности на поверхности сглаживались пемзой, замазывались и закрашивались. Нанесённая живопись покрывалась защитным лаком.
Не умаляя первостепенного значения Египта во многих областях, не стоит забывать, что он был очень консервативной страной. Устоявшиеся формы слабо изменялись, не глядя на текущие тысячелетия.
Стены нейтральных тонов: светло-желтый, теплого оттенка, бежевый. В древнеегипетских храмах стены были равномерно заполнены орнаментом и иероглифами, однако для жилых помещений более характерен лаконичный бордюр под потолком из цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальм, стрел, стилизованных под солнечные лучи. Арки и ложные колонны с капителью в форме пальмы или папируса, синий потолок с золотыми звездами создадут иллюзию храма Амона-Ра (бога солнца), каким его видели современники пирамид.
Сглаженные углы, арки, ниши – это тоже египетский стиль. Циновка на полу из тростника, фигурка кошки и бюст Нефертити… Спокойная симметрия и строгая геометричность, мебель из натурального дерева простых открытых конструкций, сундук-лавка, шпонированный кедром или черным деревом, с инкрустацией из камней и перламутра. Ножки мебели в форме звериных лап.
Текстиль в интерьере – однотонный светлых цветов (желательно белый или кремовый), строгий геометрический орнамент (полосы, зигзаги по всей поверхности). Изюминка – украшения в виде головы сфинкса, змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Довершат облик большие светильники и стебли папируса и тростника в напольных керамических вазах.
Античный стиль
Под «античным стилем» принято подразумевать архитектуру и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Все дело в том, что древнеримская культура полностью основывалась на культуре древних греков, перенимая всё прекрасное, что было создано. Как мы помним из курса истории, Римская империя вела непрекращающиеся завоевательные войны, привозя из своих походов богатства других народов и пленников — таким образом, пополнялась не только казна, но и культура римлян. Поэтому, говоря «античный стиль» мы делаем целый ряд обобщений. Римская культура более яркая, театральная, более агрессивная и воинственная, более роскошная внешне, чем греческая. Идеалы греческой культуры — природа и свобода, римской — триумф, победа, изобилие. Однако для стилизации интерьера под античный стиль мы опустим эти различия и будем основываться на общепринятых понятиях.
Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.
Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.
Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они «изобрели» арочно-ордерную ячейку (прим. — Триумфальная Арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол, благодаря широкому применению нового материала — бетона.
Для создания интерьера квартиры в античном стиле необходимо сделать перепланировку квартиры таким образом, чтобы главное помещение получилось в виде прямоугольного зала, по периметру которого расположены остальные комнаты. По краям холла поставить гладкие колонны с капителями в виде лотоса. На них опереть балки прямоугольной формы.
Потолок можно сделать подвесной из гипсокартона, желательно простой формы. По периметру потолка пустить рельефный карниз с растительным орнаментом или сложный многофигурный барельеф. Для имитации античного пространства можно использовать элементы или имитацию частей зданий.
В стенах сделать ниши и разместить в них античные вазы и скульптуры. Стены античных интерьеров отделываются «диким» камнем и различными видами декоративной штукатурки «под старину». Цвет стен и декора может быть любой, возможно применение позолоты. Также органичны росписи на стенах, причём для каждой комнаты желательно выбрать оригинальный сюжет.
В прихожей уместен каменный пол или пол из керамического гранита, имитирующего старинную кладку и мозаику из гальки, композиции в виде мозаичного коврика, в остальных комнатах — паркетом из натурального дерева. Необходимую атмосферу создадут ковры ручной работы и шкуры животных. В гостиной можно установить настоящий дровяной камин или удачно имитирующий его электрокамин.
Гармонично впишется в современный интерьер такой элемент, как портик с рядом колонн, поставленных на пьедестал посередине комнаты. Можно использовать ротонду из натурального мрамора с изломом и трещинами для придания большей достоверности и создания эффекта старины. Входные и межкомнатные порталы необходимо оформить наподобие портала, отделав их плиткой под натуральный камень или покрыв венецианской штукатуркой.
Весь интерьер должен отличаться простотой и изысканностью, отсутствием лишних деталей.
Византийский стиль
Прежде чем начать описывать основные признаки византийского стиля, хочется назвать три важных фактора, которые влияли на его формирование. Первое, это сильное давление христианской церкви с одной стороны, а с другой стороны, император Византии считал себя преемником императора Рима, а соответственно и его культуры — это второй фактор. Пример сочетания двух абсолютно разных культур в одной и прослеживается в Византии. Но и этого мало — Византия всегда была страной, ворота которой были открыты для других народностей — поэтому со всех сторон света туда стягивались цыгане, персы, армяне, славяне, неся с собой частичку своей веры. Вот почему в Византии столько элементов мусульманской культуры (например, майоликовая плитка с магометанскими изразцами).
Самые характерные качества для византийского стиля — утонченность, роскошь и вычурность. К сожалению, от дворцов византийских императоров и византийских домашних интерьеров ничего не сохранилось. Сохранился только витающий дух роскоши, присущей той эпохе.
В искусстве Византии и в оформлении их интерьеров значимо заметно стремление византийцев продолжить классическую культуру мира, они использовали формы христианской православной церкви. Византия была культурным периодом перехода Римской империи к Средневековой культуре.
Византия меньше всего была затронута Великим переселением народов, поэтому в ней дольше всего сохранялась связь с античным искусством и гораздо медленнее происходил процесс перехода к средневековой культуре. В византийской культуре была сделана попытка соединить античную простоту с роскошью Востока. В культурных сооружениях, которые приобрели свойства оборонного сооружения, внешняя простота сочеталась с великолепием декора интерьера. Почти исчезла круглая пластика, в мозаиках появился золотой условный фон, фигуры свелись к плоским изображениям. Византийское искусство создало икону, крестово-купольные храмы, иконостас, широкую известность получили византийские ткани.
В интерьере стены обшивали деревянными панелями и завешивали тканями, кирпичная кладка скрывалась с помощью штукатурки, отделочным камнем или мрамором. Двери стали железными или бронзовыми.
Арочные проемы стали завешивать разнообразными занавесями. Византийские шелка отличались высочайшим качеством, орнаментальной сложностью и цветовой изысканностью. Стали использовать смальту — цветное стекло. Широко в дизайне интерьера использовали глазурованную плитку, слоновую кость, также широко использовали золото, серебро, мрамор, полудрагоценные камни.
Чтобы стилизовать интерьер в византийском стиле, нужно:
— Меблировать интерьер табуретами, ложами
— В декоре использовать восточные ткани
— Максимально украсить интерьер разнообразными подушками
— Использовать в дизайне интерьера орнаменты виноградных листьев, птиц, цветов
— Богато декорировать ниши, дверные проемы и оконные проемы различными орнаментами
— И, в довершении, повесить в столовой к потолку светильники из золота и серебра на цепях
II группа: Средневековье
Романский стиль
Говоря о романском стиле, наше воображение должно сразу нам нарисовать образы славного рыцаря Айвенго, образы Тристана и Изольды, а так же виды средневековых замков.
Этот стиль сформировался в эпоху раннего Средневековья и суровость нравов тогдашней поры наложила на романский стиль свой отпечаток. Варвары, уничтожившие Римскую империю, создавали свои государства, считая себя наследниками не только имперской славы, но и ее стиля жизни. Однако общественный уклад и мировоззрение времен Карла Великого очень сильно отличались от античных нравов и представлений Древнего Рима. Влияние римской цивилизации прослеживается в архитектурных формах романики, но, по сути, это совершенно другая архитектура, приземленная, тяжеловесная, сурово-аскетичная.
Интерьерам свойственна строгость и некоторая тяжесть форм. В отделке превалировал грубо обтесанный камень, в котором вырезались редкие барельефы.
Мебель копировала архитектурный стиль эпохи. Формы ее создавались на основе аркад, опорой для которых служили тяжелые массивные колонны. Для декора мебели использовались резные орнаменты в виде трифолиев (правильный трилистник), квадрифолиев (стилизованный крест), розеток простой формы. Мебели было мало, в основном скамьи, грубые столы из практически необработанных плах, табуреты и лари с сундуками для хранения домашней утвари, одежды и т.д.
До наших дней дошло мало образцов текстильных и декоративно-прикладных изделий того времени, поэтому достаточно сложно представить себе колористику интерьеров, но, судя по сохранившимся памятникам, она была довольно мрачной.
Готика
В XII-XIII веках на смену романике приходит готический стиль. Если романика — стиль величественных рыцарских замков, то готика скорее происходит от тесной застройки средневековых городов. Символ романики — меч и замок, то готики — собор и крест. Внутри городских стен места для домов мало, поэтому они растут вверх, соединяясь стенами в причудливые композиции. Кроме того, христианство уже прочно укоренилось в сознании и быту недавних язычников и вытянутая, устремленная в небо форма подчеркивает суетность всего земного в преддверии будущей жизни. Аскеза постепенно уступает место богатому декору, пока еще использующему стилизации из романики. Колонны, арки также остаются актуальными элементами композиции, но форма их заметно изменилась, верхняя часть арок и оконных проемов становится стрельчатой: эта рвущаяся в небо, пока еще немного мрачноватая, но уже заметно более легкая, чем в романике, архитектура смело использует заостренные шпили, чтобы подчеркнуть свое стремление ввысь.
Готические интерьеры достаточно мрачные, в них мало света. Проходы между отдельными помещениями беспорядочно-извилистые, часто снабжаются потайными лестницами. Окна закрыты цветными витражами, вставленными в свинцовые переплеты. Каменные стены закрываются шпалерами (шелковыми или шерстяными безворсовыми коврами с сюжетами на религиозные и рыцарские темы).
Мебель повторяет архитектурные формы: те же вытянутые пропорции, ножки-колонны, стрельчатые арки, шпили, зеркала в заостренных рамах темного дерева, да и вся мебель имеет темный колорит. Она мастерски украшается орнаментами, состоящими из уже известных нам трифолиев, квадрифолиев и розеток, но к ним добавлена рыцарская атрибутика (гербы, щиты и т. д.).
Общий колорит, несмотря на появление цветных предметов (витражи, ковры), по-прежнему мрачен. Цвета, присущие интерьерам в готическом стиле, — темно-красный, тревожно-вишневый, приглушенно-зеленый и синий, разделенные черным контуром. Немного оживляет эту гамму серебро, но не блестящее, а тронутое патиной.
Отдельное внимание хочется уделить коврам той эпохи. Их название — шпалеры. Шпалеры представляли из себя большие тканные шерстяные полотна с вышивкой. Самая известная шпалера того времени — Ковер королевы Матильды. Ширина его достигает 70 метров. На нем изображены сцены батальных сражений, победы и триумфальные шествия. Старинные шпалеры имеют очень высокую стоимость, которая зачастую в несколько раз превышает стоимость живописи того же времени. Уже гораздо позднее, в 18 веке при Людовике XIV на мануфактуре братьев Гобелен будет возобновлено производство шпалер, которые впоследствии получат название гобелены. Самые распространенные шпалеры называются:
1. Аррас — по названию местечка во Франции, где их производят
2. Вердюра — шпалера с изображением природного вида
3. Миль флёр — самый распространенный, «миллион цветов»- все поле шпалеры заполнено цветами
В ту пору была распространена поговорка: «Всякий гобелен — шпалера, но не всякая шпалера — гобелен». С тех самых времен, мода на гобелены не прекращалась — популярны они и в наши дни.
Воспроизвести в чистом виде готический стиль в современном помещении достаточно проблематично, но элементы этого стиля активно используются как в дизайне интерьеров загородных домов, так и в дизайне интерьеров квартир. Стрельчатые витражные окна, кованые винтовые лестницы — все это великолепно гармонирует с декоративным оформлением из искусственного камня. Для отделки цокольной части стен и каминной зоны используют образцы, имитирующие гладкий булыжник, выразительный дикий камень, шероховатый известняк. Необходимый «замковый» эффект создают также обрамленные искусственным камнем дверные порталы и оконные проемы. Интересное впечатление возникает в результате использования контрастных цветов и фактур. Распространен прием обманки, когда часть стены с «утратами» обнажает «древнюю» каменную кладку.
Особую стилистическую заданность интерьеру придает использование витражей в традиционной для готике цветовой гамме, при чем витражи можно использовать как в окнах, так и на глухих стенах с внутренней подсветкой.
В оформлении окон и дверных проемов применяются простые лаконичные формы с изображениями военной символики, эмблем, победных трофеев. Формы ламбрекенов представляют собой геометрические фигуры – прямоугольники без драпировок, обрамленные понизу бахромой и кистями. Орнаменты на тканях представляют собой изображения листьев и ветвей растений и имитации витражей и розеток, используемых в архитектуре. Карнизы и багеты увенчаны остроугольными формами, напоминающими наконечники старинных орудий.
III группа: Эпоха Возрождения — Ренессанс
Великие географические открытия раздвинули рамки привычного европейцам мира. Душноватая эстетика средневековых городов уступает место свободе, пространству и воздуху. Расцвет науки и искусства, причем уже не обезличенного, обуславливает разнообразие в светской архитектуре. Дворцы и замки строят не только короли, но и просто богатые люди. Дворец уже не признак суверенной власти, а мера успешности деловых предприятий. Люди становятся более свободными от сословной и религиозной зависимости, ведь купцом не обязательно родиться, им можно стать. Эта свобода отражается и в интерьерах эпохи Возрождения или Ренессанса.
Интерьеры Ренессанса поражали своей пышностью и великолепием. На стенах появилась роспись, она покрывала также потолки парадных залов жилищ. Широко использовались элементы оформления, взятые из архитектуры: колонны, пилястры. Они покрывались резьбой с использованием орнаментов с растительными и геометрическими мотивами. Не только парадные комнаты, но и спальни были обставлены дорогой мебелью, украшены картинами. В комнатах много солнечного света, исчезли готический сумрак и таинственность.
Мебель стала более разнообразной и удобной. Четкие формы гармонично сочетались с богатым резным декором, повторяющим архитектурные детали помещений. В резном декоре использовались орнаменты в виде гирлянд, картушей, плетенок и арабесок.
Колорит помещений был светлым, имитирующим природные краски: лазурь и зелень, алый и солнечный.
Стиль ренессанс прославлял Человека, служил его земным нуждам, а потому просто не мог не быть ярким и жизнеутверждающим
В Ренессансе мы видим пышность декора интерьера в сочетании со строгими, прямыми линиями античной эстетики.
Интерьеры украшены живописью — модной в то время становится шпалерная развеска картин, когда живописные полотна развешены плотно, создавая иллюзию покрытой коврами стены.
Драпировки на окнах выполнены из изысканных тканей, как правило, без ламбрекенов.
IV группа: Дворцовые стили
Барокко
Барокко — слово итальянское и в переводе синонимично слову «причудливый». Так назвали стиль его поздние противники — классицисты XVIII века, которым формы барокко напоминали странную вычурную раковину — результат игры «неразумной природы». История стиля неразрывно связана с эпохой абсолютизма, в частности со временем правления французского Людовика 14-го, «Короля-Солнце». Со временем это приводит к определенной униформизации многих сторон жизни, вплоть до одежды. Вошедшие в быт придворной аристократии пышные одежды и парики порождали неестественность поз и движений, вычурность манер. За парадной помпезностью форм во всем чувствуется нечто театральное.
Основные элементы барочного стиля, также, как и ренессансного, восходят к античности: главное же, что отличает барокко, — это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Пышные, помпезные формы барокко находят широкое применение в первую очередь в культовом строительстве, в архитектуре и интерьере новых церквей и монастырей.
Вместо средневекового мистического благоговения церковь теперь стремится воздействовать на вновь завоеванную массу верующих средствами светского искусства, способными поразить воображение. Арсенал средств обширен: здесь и цвет, и эффекты освещения, и пафос красноречия, и музыка.
Новые социально-экономические отношения содействовали развитию крупных городов. Для удовлетворения жилищных нужд быстро растущего городского населения возводятся первые доходные дома. Архитекторы решают крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль). Виллы, дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли. Принцип регуляции распространяется и на естественные формы природы: деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство барокко для сильных мира сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм, портящим впечатление.
Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, как правило, более динамичны по рисунку и более дробны. Стены затянуты дорогими тканями, а потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.
Плавные геометрические линии Ренессанса сменяют динамичные овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Спокойная гладь поверхности предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются. Однако искривить, трудно поддающуюся гнутию, древесину не так уж просто.
Так по необходимости возникает интереснейший приём отделки мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки фанеры. Шероховатости и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда — обилие в барочной мебели лаковой работы. Так из необходимости зародился интереснейший приём отделки мебели: техника деревянного набора с сопровождающей её лакировкой.
В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности. Стремление к свободному формообразованию подчас ведёт к известному произволу, к пренебрежению спецификой материала. Результат: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы и рамки. Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны. Вместо дуба мебель теперь часто изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки. В Италии мебель особенно любят покрывать яркими росписями и лаком, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.).
В оконных драпировках есть место для воображения:
Текстильное оформление было очень пышным. В декоре царствуют дорогие ткани, портьеры, ламбрекены. Уместны сваги, кокилье, кисти, бахрома, шнуры, вензеля, вышитые золотым люрексом.
Использовались тяжелые, богатые драпировки, не пропускающие свет.
Появились карнизы – доски, к которым портьеры прибивались гвоздями. Чтобы закрыть доску, ее декорировали тканью, так появился первый ламбрекен. Затем стали использовать круглые карнизы толщиной 15-20 см, с резными или круглыми наконечниками в виде шаров – «флеронами».
Окна загораживали ставнями на персидский лад, так появились первые жалюзи (от французского «ревность»). Из легких тканей появились французские шторы – «маркиза», а также поднимающиеся рамы.
Рококо
Рококо стало блестящим завершением стиля барокко. В наследство от предыдущего столетия XVIII век получает особое эстетическое сознание, в котором высокоразвитый художественный вкус становится важнее многих других человеческих качеств. Вкус предполагал умение не только отличить прекрасное и знать, как его воссоздать, но и умение глубоко наслаждаться творением. Если для барокко необходима вся гамма эмоций — от радости до трагедии, то для наслаждающихся рококо — лишь изысканно тонких, изящных. «Изящный» — ключевое слово данной эпохи. Именно тогда наблюдается уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов с обязательным налётом эротизма. Поэтому даже у выдающихся мастеров изделия хотя и декоративны, грациозны, но несколько поверхностны. Не случайно именно в эту эпоху приходит мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). В интерьерах появляются передвижные ширмы, зрительно изменяющие пространство; гобелены с изображениями цветов, пагод, людей в китайской одежде; знаменитый китайский фарфор, изысканные орхидеи, тонкоствольные деревья, аквариумные рыбки, а также изящная лакированная мебель китайских мастеров, будто созданная для рококо.
Хотя этот стиль называют «стилем Людовика XV», но, в отличие, от барокко он не был чисто придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской знати и загородные дворцы. Комнаты в них не располагались анфиладой (как в XVII в.), а образовывали ассиметричные композиции. В центре обычно располагался парадный зал (салон). Углы комнат закругляются, все стены украшаются резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределённость. Комнаты становятся поменьше и пониже, создавая атмосферу интимности, характерную для будуаров. Оформление салонов и будуаров слегка перенасыщено предметами в отличие от более сдержанной эпохи барокко. В колорите преобладают нежные пастельные тона. Наиболее популярные цветовые сочетания — белое в с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т.д. И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни.
Если для барокко характерны тяжелые, роскошные ткани, то для рококо больше подойдут ткани изысканные, легкие, такие как шелк, тафта, газ.
Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии и прямых линий. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В декоративном убранстве мебели рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Её заменяют бронзовые накладки, преимущество которых ещё и в том, что ими удобно обрабатывать уже готовые, отшлифованные и отполированные поверхности предметов. Иногда вместо фанеровки вся поверхность предметов обрабатывалась цветными лаками и тоже декорировалась накладками или золочёной резьбой. Беззаботная жизнь светских салонов была сосредоточена вокруг женщины и капризы великосветских жеманниц (особенно фавориток короля) задают основной тон: изящно-декоративный и легкомысленный. Появляются чисто женские предметы мебели. Это и стоящий на высоких ножках секретер с наклонно расположенной откидной доской и множеством потайных отделений; картоньерка (шкафчик для бумаг); туалет с откидным зеркалом и разнообразные тумбочки. Секретер, по сути дела, представлял собой практичную комбинацию комода, письменного стола и кабинета. Потайные ящички секретеров обычно заполнялись различной эпистолярной и мемуарной продукцией, весьма распространённой в это время «грёз, мечтаний и интриг».
Самым уютным и интимным в истории классических интерьеров был стиль рококо (переводится как «раковина», «жемчужина»). И если ампир — безусловно, мужественный стиль, то рококо — женственный. Его философия — это мир будуара, игры карнавала.
Классицизм
Классицизм именуют «стилем Людовика XVI», и ему довелось стать последним «королевским стилем», когда влияние двора распространялось на все области искусства вплоть до стиля мебели. Немалую роль в распространении нового стиля сыграла всесильная фаворитка короля — мадам Помпадур, в честь которой были названы даже некоторые типы мебели.
В середине 60-х годов XVIII в. убранство помещений стало простым и строгим. Яркий пример — интерьеры покоев Людовика XVI в Версале. Если в эпоху рококо даже большое помещение должно было производить впечатление будуара, то здесь декораторы стремились к обратному эффекту — они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны. Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. Капризные и пластичные формы рококо постепенно «успокаиваются»: линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому.
Изменение принципа построения лучше всего обнаружить на примере мебельных ножек. Если в мебели рококо гнутые ножки непосредственно «перетекали» из корпуса предмета, то в классицизме снова подчёркивается их функция опорных конструкций. Они выпрямляются и уподобляются суживающимся к низу колоннам.
В мебели классицизма уже нет той слитости деталей в единую массу, здесь вновь подчёркивается конструктивный принцип. Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются тканями с цветочным орнаментом или строгой красно-белой полоской. В декоре преобладают античные мотивы: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны.
Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей. К прежним типам мебели в этот период не прибавляется новых. Одним из важнейших предметов обстановки был секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом. Много шедевров и среди комодов, исполненных в новом стиле (иногда они надстраивались полками).
Вызванный к жизни идеями Просвещения классицизм был первым искусственным (т. е. возникшим не стихийно, а в результате планомерного культивирования античных образцов). Однако вскоре шаблонное подражание античности увело его в сторону холодной рассудочности.
Термин «классицизм» происходит от латинского classicus – образец, норма, порядок. Обычно различают классицизм XVII в. и XVIII — нач. XIX вв. (последний часто именуется неоклассицизмом). Простые и четкие формы античного искусства принимаются за образец для подражания. Происходит отказ от чрезмерной роскоши барокко и рококо. Широко распространилась мода на маленькие комнаты. Родился «style Gabriel»: простые филенки, двери, классически сдержанные карнизы, камины ясных очертаний из красивого мрамора, увенчанные большими простыми зеркалами, белые потолки, стены, окрашенные в белый, серый или бледно-зеленый цвета. Это и стало классическим французским образцом элегантного дома.
Цветовое решение интерьера — это спокойные благородные тона, сочетание светлых пастельных — кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых — стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели. Ванная комната в классическом интерьере оформляется в теплых оттенках бежевого цвета и смотрится очень торжественно. Позолоченные краны, стены и пол отделаны мрамором.
В связи с возросшим сейчас интересом к классической мебели, появились фирмы, выпускающие так называемую репродуктивную классику: дизайнеры фабрик находят в музеях и на аукционах эскизы старинной мебели и воссоздают ее образцы. Такая мебель, полностью воспроизводя антикварный оригинал, может содержать даже тайники, устроенные давно умершим мастером. Классический декор мебели выдержан, например, в английском стиле: натуральная латунь, выложенная вручную мозаика из кусочков дерева разных пород, патинированные зеркала. Строго и изящно смотрятся узкие вертикальные витрины, стулья из розового дерева и ореха.
Классическая мебель рассчитана на спокойных и солидных людей, не меняющих интерьер в угоду моде. Классика покупается надолго и, как произведение искусства, передается по наследству.
Современное жилье помимо соответствия стилю и красоте должно удовлетворять требованиям информационного века. Куда, например, деть в классическом интерьере телевизор, видеомагнитофон и прочую технику, без которой не обойтись. Ведь в классическом интерьере не должно быть ничего лишнего. Поэтому создающие современную мебель мастера, сохраняя классическую строгость, придают мебели современные свойства: встраиваются выдвижной блок для телевизора и видеомагнитофона, ящики для деловых папок и кассет. Возможен вариант, когда техника «прячется» дизайнером в специальную нишу в стене. Так достигается гармония классического стиля с требованиями современного комфорта и уюта в доме.
Классический интерьер в современном варианте — спокойный, респектабельный, где нет нагромождения деталей и суеты, где каждый элемент кажется особенно значимым, а пространство квартиры воспринимается как гармоничное целое.
Ампир
Великолепие и зрелищность — вот две главные характеристики ампира. Провозгласив себя императором, Классицизм времён Наполеона I получил название АМПИР (от франц. empire — «империя»). Он должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Римская империя стала не просто идеалом красоты, но и программой к действию. Если до этого античные мотивы органично использовались, то теперь им прямо подражают. Ампир становится первым стилем, официально насаждаемым «сверху».
Стиль АМПИР — высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд зародившегося во второй половине XVIII века классицизма. В эпоху наполеоновской империи классицизм перерождается в официальный, насаждаемый сверху стиль — стиль ампир. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: Ампир — от французского «empiere», империя.
Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материала. В предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченной через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед («Ника»). Стиль ампир обогатил мебельные формы и рядом новых типов шкафов (горка, обработанный трельяжем книжный шкаф, состоящий из нескольких частей). Другие новинки: узкий сервант, узкие витрины, круглые сервировочные столы, предназначенные для складывания фарфоровой посуды. Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, гриффонов, лебедей и других животных, или массивными завитками.
Убранство помещений в стиле АМПИР производит впечатление удивительной целостности. Однотипные золочёные украшения покрывали и шкаф, и шкатулку, и обложку книги. В интерьере царил своеобразный маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку оказывалась картонной, яшмовый флакон — фарфоровым или стеклянным. При этом мастера не стремились, чтобы дешёвая вещь выглядела как дорогая. Напротив, они часто выдавали ценные материалы за более скромные. Целые помещения менялись ролями. Спальни оформляли в виде военного шатра, а в будуаре французской императрицы Марии Луизы в Компьенском дворце недалеко от Парижа камин служил хранилищем для передвижной ванны.
В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию — холодный расчёт.
Полы настилаются паркетом, как правило, составленным из цветных пород дерева. Потолки окрашивают в белый цвет и отделывают по углам простым декором. Экономно введённые в колорит интерьеров светлые тона и пятна позолоченной бронзы несколько смягчают строгость линий и суровость белого.
Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала, которых было необычайно много. Кроме привычных мест — над камином, между окнами — они появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались у пола между ножками мебели. Посреди будуара ставили зеркало-псише, похожее на арку в человеческий рост. Из отдельных зеркальных отражений складывался целый иллюзорный мир.. Одну или все четыре стены покрывали так называемые панорамные обои, изображавшие фантастические виды африканского леса или долины с руинами — популярны фрески.
Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены (а не перпендикулярно к ней, как в XVII- XVIII вв.) и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. Ложе «охраняли» сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи.
В стиле активно используется текстиль, который на оконных или дверных проемах крепится к так называемым карнизам-копьям, украшается элементами военной тематики (мечи, доспехи, венки, факелы).
Бидермейер
Эпоха начала XIX в. — это эпоха ранней буржуазии, эпоха скромного вещного мира с лёгким налётом сентиментальности. Более поздняя высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище «бидермейер» (т. е. «бравый господин Мейер» — синоним мещанства, введённый в обиход поэтом Эйхордтом). В стиле проявилось стремление буржуазии к спокойной упорядоченной жизни.
В последний раз наблюдается такое единство между духовным и предметным миром человека. И впервые стиль не был прочно привязан к «старшей сестре» архитектуре, будучи прежде всего стилем интерьера. Холодный аристократизм ампира перерабатывается в духе интимности и домашнего уюта.
Бидермейер — хороший пример, как определённая эпоха при помощи относительно скромных средств решает проблему гармоничного интерьера.
Интерьер бидермайера обычно украшен изящными композиционными обоями. Окна оформлены легкими полупрозрачными муслиновыми гардинами и более тяжелыми занавесями с бахромой, кисточками по краям. Мебель характеризована геометрическими формами и изогнутыми линиями, компактными размерами, удобством, элегантностью, упрощенным декором.
Простота форм компенсируется яркой расцветкой обивок и занавесей. Ведущую роль в интерьере играют красиво задрапированные шторы, цветные скатерти, покрывала. Большая часть сложившихся в эту эпоху интерьеров – «неоклассицизма» актуальны и в наше время.
Наиболее типичные мотивы стиля напоминают интерьеры Барокко и стиль Ампир – маленькие пальмы, рога изобилия, усики виноградной лозы, цветы, листья, крылья.
V группа
Эклектика
Лучше всего, на мой взгляд, выразился насчет эклектики великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь: «Эклектика — искусство разумного выбора. Хотя, чем больше смешения стилей, тем меньше самого стиля». Очень ёмкое высказывание классика выражает дух того времени.
Стиль противопоставил строгости и единообразию Классицизма , свободу выбора стилей, совместив эти направления в стиле Эклектика.
Философия романтизма, отказ от стереотипов и догм послужило основой для создания стиля интерьера и архитектуры который мы знаем как Эклектика. Модным стало все, что было комфортным и красивым в интерьерах прошлых стилей. Стиль обвиняли в безкусице и чрезмерной перегруженности декором. Однако стиль имел свои отличительные черты: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов.
Смешение нескольких стилей ( например рококо, ренессанса, ампира ) иногда и в одном изделии придавало неповторимость в стиле Эклектика. Эклектика в интерьере комнаты – это сочетание двух-трех различных стилей, объединенных цветом, текстурой, архитектурным решением.
Мебель в стиле Эклектика представляла собой динамические формы (прихотливо изогнутые и закрученные элементы), была украшена резьбой по дереву (изогнутые и закрученные орнаменты ). Спинки стульев и кресел имели причудливые формы, а подлокотники завершались спиральными завитками. Вся мебель создавала ощущение декоративности.
Стиль Эклектика и сегодня привлекает своей нестандартностью и оригинальностью.
Романтизм
Романтизм считается характерным для поэтических натур. Этому стилю характерны: утонченность, элегантность, пластика линий. Романтизм — это легкий, изысканный стиль.
В интерьере прекрасно сочетаются: ковка, арочные формы проемов, зеленые уголки в красивых вазонах, скульптуры, стекло, цветы, легкие ткани… Мебель обтянутая шелковой тканью, или шелковые подушки. Возможно обращаться к фольклорным и природным формам декора.
Романтизм (франц. romantisme ) — идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.
Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и общественном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному» жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Интерес к национальному прошлому (нередко — его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике романтизма.
Характерное для романтизма внимание к внутреннему миру человека выразилось в культе субъективного, тяге к эмоционально-напряженному.
В современной архитектуре РОМАНТИЗМ это обращение, скорее, к фольклорным и природным формам декора — дикий камень, ковка, готические формы проёмов.
VI группа
Модерн
Новое течение в искусстве, очень быстро завоевавшее практически весь мир, которое началось в 80-е годы XIX века и длилось до первых десятилетий XX века. Перед стилем «Модерн» ставилась задача создания синтеза искусств.
Основные черты: решетки, ограды, оконные переплеты, дверные ручки, перила, элементы декора мебели, посуды, тканей, лестниц, светильников и других составных элементов целого — все это выполнено в одном ключе. Основной выразительной формой и мотивом стиля стала линия, но не прямая, а гибкая, абстрактная, изящная, одухотворенная.
Такие текучие очертания орнаментов не перепутать ни с чем другим. Стиль Модерн называют декадентским и манерным. Забывая, что этот стиль интерьера возник благодаря промышленной революции девятнадцатого века. В свое время стиль Модерн считался чрезвычайно прогрессивным и радикальным. Стиль Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox времени, модерн выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.
В последнее время все больше дизайнеры отдают предпочтение неповторимому и изящному стилю интерьера, Стиль Модерн насчитывает более ста лет. Сегодня интерес к стилю Модерн огромен, так как духом стиля Модерн наполнен весь мир, созданный самыми выдающимися художниками этого изящного стиля. Ювелирные изделия и стекло от Лалика, ажурное стекло от Тиффани, афиши и плакаты Мухи и Тулуз Лотрека.
Стиль Модерн ввел в дизайн интерьеров принципиально новые декоративные элементы. В Австрии и Германии этот стиль называли юнгендстилем (Jugendstil), во Франции Ар нуво (Art Nouveau), в России и Англии Модерн, в Италии стиль Либерти (Liberty).
Модерн стоял на заре новой эры двадцатого века и потому просто обязан был стать великолепным и неповторимым. Основатели этого стиля интерьера вносили в него все лучшие достижения прошлого. Стиль интерьера Модерн собрал самые изысканные и утонченные тенденции своего времени.
В образцах архитектуры прошлого, а также в природе черпая идеи целостности, принципы взаимосвязанности всех частей художественного образа. Основным выразительным средством в искусстве стиля Модерн был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения искусства. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства Модерна.
Для живописи Модерна характерно сочетание декоративной условности орнаментальных ковровых фонов и натуралистической осязательности отдельных деталей или фигур, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей, тонко нюансированной монохромии. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм и силуэта.
Памятники стиля модерн достаточно легко узнаваемы. Это, прежде всего, живая, динамичная масса, свободное, подвижное пространство и удивительный причудливый орнамент, основной темой становится линия, напоминающая то плетущуюся лиану, то набегающую волну. Линия, как говорили мастера того времени, становится духовно несущей, исполняя роль основного выразительного элемента, объединяющего общим ритмом и мотивом все составные элементы целого. Архитекторы стиля модерн никогда точно не цитируют природу, созданные ими формы совершенно абстрактны, придуманы, однако наделены такой мощной динамикой, что кажутся почти живыми.
Стиль Модерн следует отличать от общего смысла слова Современный и от понятия модернизм.
Декоративное убранство интерьеров в стиле Модерн может достигать невероятной изощренности. Для стиля интерьера модерн характерен целостный подход к оформлению отдельных комнат в квартире или доме. Помимо богатого орнаментами декора и умения воплощать идею в свободную композицию пространства, интересны и новые сочетания объемов и динамика внутренней планировки помещений. Так, стена это уже не конструктивный и статичный элемент, а пластичная скульптурная форма, которая сама по себе является артобъектом.
В хороших салонах света без труда можно подобрать светильники, имитирующие утонченную стилистику модерна. Форма светильников напоминает растения, а плафоны имитируют раскрывающиеся бутоны или почки. Светильники, люстры, бра в стиле модерн гармонично сочетают в себе современный материал и витиеватость формы.
Камины в стиле модерн это извивающиеся линии и растительный декор на облицовке камина. Часто камины в стиле модерн занимают все помещение от стены до стены.
Стены в верхней своей части могут быть затянуты шелком или выкрашены, а в нижней части монтируется керамический или дубовый цоколь. На стенах применяется все тот же растительный орнамент стиля Модерн. Стены как бы растут вверх от пола к потолку. При создании дизайна квартиры в стиле Модерн главное не перегрузить стены сложными орнаментами. То же самое относится и к оконным драпировкам.
Арт Деко
Арт Деко (1920-1940): направление, геометрический стиль в архитектуре и домашней мебели, популярный в 20-х, 30-х годах 20 века. Характерные черты стиля: подчеркнуто геометрические, закругленные, «струящиеся» фасады, деревянная мебель с хромированными ручками и др. деталями, стеклянные столешницы. Арт Деко использует кленовый массив, ясень, розовое дерево, древесину мадроньи. У стиля деко масса источников: рисунки кубистов, искусство американских индейцев, современный автомобильный и авиационный дизайн. Колоритный район Деко в Майами Бич один из лучших современных примеров этого стиля.
Арт Деко- стиль звезд, зародившийся в Париже в период между первой и второй мировыми войнами. Этому стилю характерны легкость и изящество . Традиционное для «арт деко» экзотичное пальмовое дерево — проко — хорошо сочетается с эбеновым. Причудливая игра цветов: цвета слоновой кости, насыщенные коричневые тона, все оттенки золотого.
Интерьеры, оформленные в стиле Арт Деко, производят впечатление суммы отдельных компонентов, группировки стильных вещей — мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Особенно ценились дорогие экзотические материалы: слоновая кость, черное — эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа, даже шкурки ящериц и кожа крокодила.
Сегодня Арт Деко всемирно признается синонимом эффектности. В целом стиль «Арт Деко» можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну «интернационального стиля». Последний шикарный стиль европейских столиц. Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского искусства.
Art Deco — первый стиль новой эпохи ХХ века, унаследовавший все стремление к новаторству Модерна. Стиль Арт Деко отрицает аскетизм, сознательно ориентирован на прошлое, стремится к роскоши и воплощается в сочетании экзотического и примитивного искусств. Интерьер Арт Деко современно и необычно сочетает восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму. Это скорее не композиция, а сумма отдельных составляющих. Стиль Арт Деко использует самые разные декоративные элементы в интерьере, яркие и смелые и одновременно исключительно подобранные цветовые сочетания. Последний шикарный стиль европейских и американских столиц.
VII группа
Конструктивизм и Функционализм (интернациональный стиль)
Официальной датой рождения конструктивизма считается начало ХХ века. Его развитие называют естественной реакцией на изощренные флореальные, то есть растительные мотивы, присущие модерну, которые довольно быстро утомили воображение современников и вызвали желание поисков нового. Конструкция первична. Долой наносную, искусственно созданную красоту. Красота в конструкции. Вот основы этого направления.
Постепенно идеи конструктивизма переросли в функционализм. Этот новый стиль стал так популярен, что продлился до конца 60-х гг. 20 века и распространился в целом ряде стран. Дело в том, что перед архитектурой военного и послевоенного времени ставились несколько иные задачи, нежели это было до сих пор. Дело было не в поиске нового декоративного стиля, а в обеспечении огромного количества людей дешевым жильем. Именно тогда возникла плановая, прямоугольно-квадратная застройка, типовые квартиры и планировки, серийная корпусная и мягкая мебель, лишенная всякого декора. Все строго, просто, функционально.
Ткани перестают быть декоративным украшением и превращаются в утилитарно-удобную часть интерьера.
Это тенденция промышленного городского жилья массовой застройки: тенденция однотипности и простоты быта.
Эти два стиля являются представителями так называемого рационального направления в дизайне интерьера. Помимо них, к этому же направлению относят минимализм и хай-тек.
Минимализм
Минимализм строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты. В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны.
Современный интерьер в стиле минимализм можно охарактеризовать как моделирование пространства и света с использованием только необходимых предметов. В стиле минимализм самое важное — грамотно спланированное пространство, в котором много рассеянного, спокойного света
«Мало — это уже много» считал Мис ван Дер Рое (великий архитектор и дизайнер 20в). В минималистком интерьере это слово относится ко всему: мало предметов мебели, мало деталей, мало декора. Но когда предметов мало — каждый из них должен быть совершенным, как и композиционное решение интерьера. Поверхности должны быть идеальными, цельными. Дизайнер-минималист обычно берёт за основу один-два цвета, любимый из которых белый — наиболее подчеркивающий линии предметов. Оживляется интерьер за счёт немногочисленных выразительных деталей, контрастирующих с общим фоном. Это может быть ваза, икебана, картина, инсталяция. Как отказ от излишеств и украшательств минимализм вырос из конструктивизма 1920-х годов.
Чтобы создавалось ощущение широты и простора, помещение по возможности освобождается от внутренних перегородок. Большие окна, насыщая пространство светом, соединяют жилье с окружающим миром, делая его частью интерьера. Использование металла в интерьере придает ему острую современность: металлические столешницы на кухне, ножки стульев, стойки стеллажей. А солнечный свет, отраженный от стекла и гладкого металла создает атмосферу радости и легкости.
Такие интерьеры напоминают графику — жанр лаконичный, требующий умения обходится скупыми средствами черно-белой гаммы. Точнее, черного цвета и фона, который не обязательно должен быть белым, но обязательно светлым, контрастным, чтобы выгодно перевести внимание на каждую линию, проведенную художником. Этот жанр строг и требует безупречного чувства меры и стиля, не прощая ошибок и суеты.
В таких интерьерах все сделано функционально, прочно и красиво. Дизайн построен на тонкой игре нюансов. Все помещения в доме выдержаны в одном стиле, но при этом ярко индивидуальны. В них комфортно отдыхать, они не раздражают и, несмотря на свою «нордическую» строгость, уютны и спокойны.
Хай тек
Хай тек (от high technology — высокие технологии) относят к ультрасовременным стилям. Он родился в революционные 60-е прошлого века, дизайнеров того времени вдохновили на подвиги представители архитектурных течений 20-30-х годов, в особенности конструктивисты.
Стиль возник из дизайна промышленных помещений, где все элементы обстановки подчиняются функциональному назначению, и поначалу представлял собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Элементы индустриальной эстетики перешли в жилое помещение, где получили дальнейшее развитие: вышла смесь высоких технологий и конструктивизма. В интерьере, где большинство элементов инженерного оборудования открыты, декором становятся конструктивные узлы, крепеж, всевозможные сочленения и заклепки, обилие стеклянных и металлических деталей. Применяются конструкции, свойственные промышленным зданиям, металлические каркасы и технические коммуникации. Трубы, арматура, воздуховоды, лифты, перемычки, балки, фермы, кабели — нарочито выставляются напоказ. Такая конструкционная открытость создает сложное структурирование пространства. Особенность хай-тека заключается в том, что он относится к самыми новейшими техническими достижениями. В архитектуре и интерьере хай-тек выражается преимущественно в стеклометаллических конструкциях и преимущественно монохромной гамме, активном использовании технических новинок, а также заимствование из конструктивизма (упор на функциональность, отсутствие декора, геометричность). Поэтому и в оформлении окон нужно использовать только самые новые ткани с необычной структурой — металлизированные и электрокарнизы.
Другое направление в дизайне интерьера- иррациональное. К нему относятся такие стили как поп-арт, китч, авангард, фьюжн и многие другие современные стили.
Поп-арт
Дизайн интерьера в стиле поп-арт обожают люди, не избалованные наличием тонкого вкуса и терпеть не могут те, для кого в интерьере важна гармония и соответствие его выбранному стилю во всех деталях. Анархический, по сути, интерьер поп-арт практически лишен каких-либо правил, и поэтому легко узнаваем. Стиль поп-арт, захвативший в пятидесятые-шестидесятые годы XX в. Америку, а затем и Европу, сегодня больше ассоциируется с картинками героев комиксов (творениями Роя Лихтенштайна) и многократно дублированными изображениями супов Кемпбелл, банок кока-колы, а также портретами Мерилин Монро и Элвиса Пресли работы Энди Уорхолла. В мебели поп-арт ассоциируется с обтекаемыми формами и «кислотными» цветами. Абстрактный рисунок, кричащая расцветка, глянцевые поверхности и, конечно же, пластик, изобретенный в те годы, — неотъемлемые признаки этого направления в дизайне. Родившись как демократическое искусство, «осваивающее» предметы массового потребления, поп-арт стал стилем для избранных, «для тех, кто понимает».
Китч
Определение «китч-интерьер» появилось относительно недавно, хотя само понятие китча известно издревле. Основной идеей китча является насмешка над историческими и художественными традициями, вкусами и достижениями.
Китч – это «безобразие» в искусстве, когда откровенная безвкусица становится принципом выбора несочетаемости цветов и предметов интерьера.
Например: позолоченная лепнина по карнизу, на ярко-синем потолке – крупные блестящие звезды, у стен симметрично стоят кадки с пальмами, а пол выложен керамической плиткой с восточными мотивами.
Основной чертой китча является выставленная на показ коллекция предметов небольшой формы, зачастую несовместимых по стилю, цвету и смыслу.
Как правило, китч рождается от чрезмерного богатства и пресыщенности, или, наоборот, от вопиющей, бросающей вызов бедности. Но в любом случае это стремление эпатировать, проявить свою неординарность.
Авангард
Стиль, прямо противоположный классическому. Авангардный стиль интерьера придется по душе человеку с оригинальным вкусом и нестандартным мышлением, предпочитающему свободу и независимость во всем. Основную роль в интерьере играет цвет. Можно смешивать, сочетать, комбинировать какие угодно краски, главное — не переступать грань между броскостью, яркостью и… вульгарностью. Пусть цвета образуют органичный ансамбль.
Запомните, авангард строится на контрастах. Подберите к этим ярким стенам темную мебель и вы получите удовольствие от нового облика своей квартиры. Мебельные гарнитуры — типа диван — два кресла — сюда не подойдут. Каждая деталь должна быть оригинальной. Авангард — это смелый эксперимент, но, несмотря на общий хаос, все, однако же, на своих местах. Авангардный стиль – это сумасшедшее сочетание фактур и оттенков в наборе тканей. В интерьере много смелых даже рискованных композиций цветного стекла, металла.
Фьюжн
В начале ХХI века в жилом интерьере господствует фьюжн — стилевой микс. В моде винтаж, вещицы под ретро, восточные, средиземноморские мотивы, но одно обязательное условие: декор должен отражать вкус и индивидуальность хозяев. В соответствии с тенденциями современного оформления дома или квартиры восточные аксессуары можно и нужно органично и грамотно вписать в европейский классический интерьер. Оригинальные дополнения способны создать более яркую атмосферу, чем дорогостоящая мебель. Повальное увлечение брендами в Европе идет на спад.
Что же такое «фьюжн» в интерьере? Совмещение несовместимого: венского стула, лампочки от Филиппа Старка, ванной в стиле хай-тек и ампирных дверей. Вся эта эклектика и называется «фьюжн». Стиль этот нынче в моде, потому что в нашем мире вне пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезённую из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн.
Человеку, выбравшему фьюжн, не придется думать о чистоте стиля. Сегодня вы вольны не придерживаться никаких канонов и догм. Стиль современной жизни вашего интерьера — фьюжн (смешение всего со всем), возник как результат пересечения разных культур, традиций, времен и даже технологий. Искусствоведы говорят, что предыстория возникновения этого стиля, скорее всего, берет начало в 90-х годах прошлого века, когда в уставшую от авангарда и постоянных интерьерных табу Европу хлынули потоки экзотических вещей с Востока, Африки и Латинской Америки. В модных домах Италии, Франции и Германии рядом со стеклянно-металлическими столиками и полками появились роскошные ковры из шкур «леопардов» и «зебр». Сегодня можно и нужно смешивать классическую и современную мебель, вещи старые и новые, дорогие и не очень и добавлять объекты решительно ни к чему не подходящие, но любимые.
Стиль кантри. Деревенский стиль
Эта мебель лишена понятия современности или несовременности. Теплота и характер этого стиля внесет уют в любой дом. Кантри называют деревенским стилем. Само слово англосаксонского происхождения, означает одновременно страну и деревню. Стиль родился в США, но давно отошел от первоисточника, став международным, и существует во множестве разновидностей. В последнее время определение расширило свои горизонты и теперь употребляется одинаково по отношению к американскому ранчо, швейцарскому шале, русской избе, латиноамериканской гисиенде или английскому коттеджу. Когда говорят о кантри, то имеют в виду прежде всего обобщенный образ сельского дома без какой-либо конкретной «национальности». Этот стиль для тех, кому надоела обычная обстановка и хочется чего-то яркого, оригинального и экзотического. В классическом варианте кантри стены вместо обоев покрывают деревом и в одной из стен выкладывают камин. Соответствующий колорит вашему жилищу придадут занавеси, покрывала, коврики с орнаментальными рисунками, плетеный абажур для лампы и плетеная мебель кресла, стол. Стены замечательно украсят глиняные, расписные тарелки, металлическая чеканка, оригинальное макраме. Для такого интерьера подбирают натуральные цвета, свойственные природе. Кантри — это светлое дерево полов, лоскутные коврики, лубочные картинки на стенах.
Но все сказанное мало соотносится с городской квартирой. Тут лучше обойтись без сложных перепланировок и сосредоточиться на приемах декорирования, которыми так богат стиль. Скажем сразу, что городская жизнь на деревенский лад заставляет идти на некоторые компромиссы в дизайне. Получается обычно адаптированный к реальным условиям вариант, предназначенный для современного активного человека. Старое и новое создают эклектичный, но все-таки очень уютный дом, где суета городской жизни замедляет свой темп.
Что касается принципов оформления окон здесь все просто: два свободных полотнища с подхватами или без, объединенных общим ламбрекеном. Форма ламбрекена может быть очень разной: от волнообразной до свободно драпируемой, от перекинутого по диагонали цветного платка до шторок типа «бабушкино окно», а также может сочетаться с портьерами типа «кафе» или римскими шторами.
Вторая особенность Кантри – это набивные ситцы.
В декоре используются изделия из домотканых грубых материй, вязаные, плетеные, с использованием деревянных украшений, каменных, керамических и костяных бусин. Самый основной атрибут стиля «Кантри» — лоскутная техника – печворк, — которая может выглядеть не хитрым рисунком, а может составлять сложную художественную композицию.
Английский стиль
Традиционный английский стиль — это прежде всего лаконичность форм и продуманность деталей, чувство меры. Его выбирают истинные ценители традиций и качества, не зависимо от религиозных убеждений и культурных ценностей. Сталь характеризуется сдержанной роскошью английской гостиной, английским интерьером холла. Общий облик жилища, оформленного в английском стиле, создает ощущение спокойствия, комфорта и уюта, свойственного аристократичной Англии. Портьерные английские ткани характеризуются добротностью, традиционным рисунком и цветовой гаммой.
Особенно привлекательны уютные интерьеры английских домов. Английский стиль в интерьере характеризуется почти полным изгнанием кривых линий, утонченностью деталей, изящностью в пропорциях и рисунке, дорогими породами дерева. Мебель в английском стиле очень архитектурна: на мебели есть карнизы и пилястры, латунные ручки красивой формы, холл украшают щитки замочных скважин. Декор английских домов основан на античных мотивах. Покрытые дубовыми резными панелями стены, загадочные и неповторимые камины, а также белые лестницы, обязательно украшенные скульптурой. Уют и комфорт домов английского стиля полюбили все последующие поколения их обитателей, сохранив интерьеры и дополнив их необходимыми вещами новых эпох… Так сформировался совершенно оригинальный стиль — «английский стиль», стиль традиционного английского дома.
Исторически так сложилось, что обязательным и непременным атрибутом английского интерьера является камин. Камин как центр домашнего очага, вокруг него располагаются удобные столики, мягкая мебель, шерстяные ковры на полу (Ему отводилось центральное место еще в гостиной загородных особняков и замков средних веков). Он может быть сделан из разного материала, просто отделан кирпичами с каминной доской из дерева, может быть облицован природным камнем. В современных домах он придает комнате уютный, аристократичный вид. Стены английского дома обычно украшают подлинные гобелены и картины: гравюры, акварели, пейзажи. Сами стены обычно однотонные, либо в полоску, мелкий растительный рисунок или покрытые старинными дубовыми панелями. В заключение, стоит отметить, что большое место в декоре английских интерьеров занимает текстиль: пледы и подушки на креслах, чехлы на диванах и стульях, абажуры светильников. Цветовая гамма в светлых тонах, спокойная. Рисунки — самые разнообразные: от набивных ситцев в горошек на кухне, цветного кашемира в гостиной до роскошных букетов роз на покрывалах и шторах в спальне. Английский интерьер гостиной, спальни и всего дома популярен во всем мире независимо от политических пристрастий и культуры общества. Его выбирают истинные ценители традиций и качества.
Отличие георгианского от викторианского английских стилей состоит в том, что, не вдаваясь в излишние подробности, георгианский стиль имеет черты, схожие с эпохой барокко, а викторианский стиль — это шикарная, богатая и изощренная дворцовая классика.
VIII группа
Этнический стиль
Зачастую понятие «этнический стиль» ассоциируется с экзотикой. Многие ошибочно считают, что сюда можно отнести лишь африканские статуэтки, японские ширмы или узбекские сюзане (крупные настенные вышитые панно). Однако подобное мнение ошибочно.
Этнический стиль в интерьере подразумевает создание обстановки с использованием национального колорита, характерного для традиций того или иного народа, той или иной культуры. Поэтому, скажем, средиземноморский дизайн с его сочными красками, обилием смальты и керамики, блестящими золочеными аксессуарами и ткаными драпировками в той же мере можно назвать этническим, что и японский минимализм или скандинавскую естественность, немецкий прагматизм или индийскую «сказку».
Если в антураже дома преобладают, например, гжельские поделки, подкрепленные соответствующим цветовым решением всего интерьера, то данный вариант тоже называют этническим. Даже водруженная в гостиной старинная прялка придает квартире «народное звучание».
Этнический стиль больше похож на легкую стилизацию особенностей традиционного жилища того или иного народа. Такой интерьер формируют исключительно декораторскими приемами с помощью ярких аксессуаров. Чаще всего он совсем не требует полной переделки стен, пола и потолка.
Любые этноатрибуты придают всему интерьеру ярко выраженный национальный характер, отсылая нас к вековым народным традициям. При этом мы как бы попадаем не только в другую страну, но нередко и в иную эпоху. Не мудрено, что корифеи этого направления именуют его не иначе как «вперед в прошлое».